30.11.2020

Витражи

Нет ничего более постоянного, чем наши мечты, они могут менять форму, но уничтожить их нельзя… Витраж — на первый взгляд самый неутилитарный элемент декора современного архитектурного пространства. Даже роспись стен кажется более рациональной, как бы «вместо обоев». А витраж — это просто красиво… Но так ли это? Если судьба привела Вас сюда, возможно пришло время над этим задуматься. Когда появились первые витражи, кто их придумал, и, главное, был ли у них автор-создатель, и, если был, то Кто? Средневековье, Готика подарили миру первые витражи, это все знают. Но, быть может, все возникло гораздо раньше. С тех пор, как человек перестал жить в пещерах, его жилищу стал нужен свет. Он нужен любому пространству, даже в катакомбальные церкви свет поступал через отверстие в потолке. Но в них еще не было витражей. Со времен Средневековья стиль витража существенно изменился, но суть осталась прежней : цветные стекла, каким-то образом, в основном при помощи пайки, если только речь не идет о современном методе «фьюзинг» соединенные между собой и укрепленные в оконном, или каком-то ином, проеме. Можно предположить, что витраж, каким мы сейчас его знаем, возник, точнее «воплотился» тогда, когда человек окончательно отделил мечту от реальности, а произошло это именно в период Средневековья. Когда он окончательно разучился в повседневности мыслить мифами. Это было время, когда обычный человек не жил иначе, как трудясь в поте лица своего, лишь в мечтах забывая о насущном и, пожалуй, более искренне, чем когда либо, веря в Рай и Ад. Мрачное Средневековье, химеры снаружи готических соборов… и пространство, куда свет поступал через витражные окна с разноцветными изображениями библейских сюжетов. По витражам можно было читать почти как сейчас дети читают комиксы, но можно было и просто смотреть на игру солнечных лучей, проходящих сквозь цветные стекла, ни о чем не думая… и мечтая.

Витраж — это свет. Солнечный свет, благодаря которому мы видим окружающий мир, трансформируется, проходя через витраж, как жизненные реалии через наши души — в мечты. Кто знает, быть может, скорость, с которой человек достигал блаженства и мысленно возносился в Рай, попадая в готический собор и глядя на витражи, была быстрее, чем Скорость Света? Со времен Средневековья, конечно, многое изменилось, и витражи стали, на первый взгляд, совсем не похожими на те, с которых все началось. Теперь витраж можно увидеть не только в окнах, но и в дверных проемах, даже в виде отдельных элементов, например люстр и светильников. Электрический свет, заменивший нам наполовину свет солнца, тоже может теперь рассыпаться на тысячи цветных частиц, а потом снова собираться, проходя через современные, далекие от средневековой наивности, витражи. Современный витраж получил возможность, как быть огромным, так и спуститься вниз, мы можем приблизиться к нему вплотную, потрогать руками. Поэтому и брутальность, создававшая неповторимую графику готических витражей, осталась в прошлом. Возник метод Тиффани, при помощи которого создаются витражи с почти безупречно ровной поверхностью, если не считать небольших выпуклостей на месте пайки.

Но нужны ли витражи по-прежнему, ведь времена Готики, когда чума уносила сотни жизней, Инквизиция свирепствовала, а люди могли отвлечься от этого кошмара, только наблюдая жестокие представления на ярмарках, давно в прошлом? У нас есть телевизоры, компьютеры, наконец — живопись, которая была недоступна простому человеку в те далекие времена. Были ли витражи Эпохи Модерн не более, чем капризом того времени? нужны ли витражи сейчас? Ответа на этот вопрос нет. Кто-то искренне не понимает, зачем мешать солнечным лучам, заливать светом его комнату или офис. Другие же — наоборот ставят витражи поверх стеклопакетов. Зачем? Это как мечта. Кто-то хранит ее глубоко в душе, подальше от посторонних глаз, кто-то ищет способы, гарантирующие ее скорейшую реализацию. А кто-то — просто счастлив тем, что мечта есть. Но мечты имеют свойство сбываться… Когда мы меньше всего этого ждем. Хотя ждем мы всегда, это особое состояние, главное — верить. Верить «здесь и сейчас». Витраж преломляет совершенные солнечные лучи и дает нашим глазам возможность увидеть Свет, а не освещенные предметы. Без витражей в повседневной жизни мы не видим источник света вовсе. Нужно ли это или достаточно просто знать о существовании Солнца, его лучей и чувствовать его энергию? Пробовали ли вы долго смотреть, не мигая, на солнце? Витраж похож на наши мечты, зримые формы того, что мы можем только почувствовать. Не стоит сворачивать с пути, позвольте воображению дать Вам взлететь как можно выше с помощью света, с помощью витражей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.