Главная / Полезные статьи / Знаменательные вехи в истории мирового строительства XX века

Знаменательные вехи в истории мирового строительства XX века

Метки: История мирового строительства

Знаменательные вехи в истории мирового строительства XX века

На рубеже веков, а тем более тысячелетий, необходимо подвести итоги и сделать прогнозы на будущее, тем более в такой отрасли, как строительство.

В течение XX в. было возведено множество уникальных зданий и сооружений с применением новых на определенном периоде времени технологий, материалов, конструкций, средств механизации, которые впоследствии становились обычными в практике строительства. И даже те объекты, которые «не дожили» до конца века (например, известный на весь мир стадион Kingdome в американском Сиэтле с самым большим диаметром сборно-монолитного железобетонного купола в 201 м, построенный в 1976 г. и уже взорванный в марте 2000 г. по экономическим соображениям), все равно останутся в истории.

А такие сооружения, как Эйфе-лева башня в Париже; метро в Лондоне; первый мост Идса из стальных конструкций на реке Миссисипи в США, сооруженный кессонным способом; первый небоскреб с металлическим каркасом высотой 10 этажей в Чикаго для страховой компании и другие, построенные еще в XIX в., пережили века и до сих пор входят в разряд уникальных инженерных решений.

Аттестация лабораторий неразрушающего контроля — основная деятельность НТЦ «Эксперт». Компания готова выполнить для вас весь комплекс работ связанных с аттестацией лабораторий НК, в том числе помощь в оформлении документов и консультации по всем возникающим вопросам.

XX век чрезвычайно богат на выдающиеся проекты, и все они послужили точкой отсчета нового уровня развития строительства. Вот некоторые из них.

В 1902 г. в Цинциннати (США) впервые было построено высотное здание из железобетона. Ингаллз Бил-динг шестнадцатиэтажное офисное здание высотой 65 м — был запроектирован Г. Хупером. Каждая плита перекрытия в здании действовала как жесткая диафрагма, воспринимающая ветровые нагрузки. Все конструкции выполнены из монолитного железобетона -балки и прогоны замоноличены с перекрытиями в единое целое. Строительство здания продолжалось восемь месяцев.

В 1904 г. в России завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали длиной 9332 км, связавшей Москву с Владивостоком. Строительство велось в течение 13 лет в труднейших климатических условиях.

В том же 1904 г. в Нью-Йорке вошла в строй первая линия метро; сейчас нью-йоркская подземка — одна из крупнейших в мире и насчитывает 20 линий и 469 станций.

В 1914 г. сооружен Панамский канал, длиной 81,6 км, глубиной на шлюзах 12,5 м, шириной 150 м. На работах было применено 60 т динамита, занято 56 тыс. рабочих. Канал стоимостью 302 млн. долл. строился 10 лет. За этот период тяжелые условия работ, тропический климат унесли жизни 5609 человек — такова цена величайшего проекта века — канала, соединившего Тихий и Атлантический океаны.

В 1920 г. между Сан-Франциско и Нью-Йорком построена первая в США трансконтинентальная магистраль, названная Линкольн Хайвей, позднее известная как магистраль 30. Практически автомобильная магистраль общей длиной 5423 км в какой-то мере связала Тихий и Атлантический океаны.

В 1931 г. в Нью-Йорке возведено одно из самых известных зданий в мире — Эмпайр Стейт Билдинг, ставшее символом Америки. Здание высотой 381 м (с антенной — 449 м) насчитывает 102 этажа и в течение последующих 42 лет было самым высоким в мире.

Построено оно было за сравнительно короткий срок: работы были начаты в 1929 г., основные несущие стальные конструкции общей массой 58 тыс. т были смонтированы за шесть месяцев, скорость возведения составила в среднем четыре с половиной этажа в неделю. На строительной площадке одновременно находилось до 2500 рабочих, в пиковые дни их количество достигало 4000.

Плотина Гувера на реке Колорадо, построенная в 1935 г., многие годы была самой большой в мире (высота 218 м).

Расположенная в Боулдер-Сити, штат Невада, плотина является частью энергетического комплекса с электростанцией и водохранилищем.

Возведена плотина из бетона по новым технологиям. При бетонировании больших массивов использовалась система охлаждения из труб, по которым пропускалась сначала речная, а затем специально охлажденная вода. После отверждения бетона трубы были заполнены раствором и остались в теле плотины. Таким образом строители избежали возникновения трещин в результате выделения тепла при гидратации бетона.

Год 1937 был ознаменован возведением моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Висячий мост построен через одноименный пролив в штате Калифорния. При общей длине более 2,7 км и длине главного подвесного пролета 1,281 км он удерживал первенство в течение 27 лет.

В начале 80-х годов настил моста заменили на конструкцию из облегченной и более прочной стали с асфальтовым покрытием, что снизило общую массу конструкции на 12 300 т. Теперь мост весит 894 500 т.

В 1942 г. в американском штате Аляска были проложены первые автомагистрали стратегического назначения общей длиной 2880 км. Эти дороги построены в суровых арктических условиях совместными усилиями американских и канадских строителей и военных.

В 1943 г. в Арлингтоне, недалеко от Вашингтона, возведено крупнейшее по тем временам здание под штаб-квартиру военного министерства США, известное как Пентагон. Пятиугольное в плане здание выполнено из железобетона, имеет пять надземных и неизвестное до сих пор широким кругам количество подземных этажей. Здание, занимающее площадь в 13,6 га, построено за рекордно короткий срок, объясняемый военным временем, — 16 месяцев.

На 1955 год пришлось открытие американского Диснейленда в южной Калифорнии. Начав свою работу с 18 аттракционов на пяти площадках, разместившихся на 35 га, Диснейленд стал первым тематическим парком отдыха и развлечений. В 2001 г. планируется открытие новой площадки парка на 40 га, застройка которой обошлась в 1,4 миллиарда долларов. В 1964 г. в Японии начались перевозки пассажиров по скоростной железной дороге между Токио и Осака на поездах шинкансен (поезд-пуля), скорость движения которых достигала 200 км/ч. Построенная дорога длиной 512 км проходила через 66 тоннелей, 281 мост и пересекала более 3100 других транспортных артерий.

В 1966 г. осуществлен экономичный и новаторский проект моста Северн Бридж, соединивший Англию и Уэльс.

Подвесной мост длиной 985 м обеспечил также связь Лондона с промышленным районом страны. Тридцатью годами позднее, в 1996 г., состоялось официальное открытие второго пересечения реки Северн общей длиной 5126 м, включающее два виадука длиной 2102 и 2077 м, мост и подъездные дороги к нему. Мост длиной 947 м имеет вантовыи центральный пролет длиной 456 м, расположенный на высоте 37 м с целью пропуска судов. Проект реализовывался по эффективной современной схеме финансирования и организации строительства совместно с Францией.

В 1970 г. было закончено строительство Асуанской плотины в Египте — проекта, отнесенного к выдающимся в XX в.

Асуанская плотина, сооружение которой продолжалось 10 лет, обеспечила новый уровень экономического развития региона. Огромный вклад в реализацию этого грандиозного проекта внес бывший Советский Союз в части технического обеспечения, строительства и финансирования.

В настоящее время плотина представляет собой сооружение высотой 111 м и длиной 1000 м. Водохранилище, образовавшееся в результате устройства плотины, названо озером Насер. Оно имеет протяженность 500 км и пересекает египетско-суданскую границу, обеспечивая орошаемое земледелие на огромной площади. Асуанская гидроэлектростанция вырабатывает половину от всего производства электроэнергии в Египте.

В 1973 г. в нью-йоркском Манхэттене построен Международный торговый центр, занявший две идентичные башни высотой 417 и 415 м. Первенство по высоте торговый центр удерживал недолго — до 1974 г., когда было возведено 110этажное здание Сире Тауэр в Чикаго высотой 442 м. В обоих зданиях был использован стальной каркас.

В 1975 г. в Торонто, Канада, была построена телевизионная башня из железобетона высотой 551,76 м, ставшая высоким свободно стоящим сооружением в мире. До отметки 445 м башню возводили в скользящей опалубке, а для предварительного напряжения конструкций было использовано 150 канатов. Затем была устроена железобетонная база высотой 4,9 м, на которой с помощью вертолета установлена стальная антенна высотой 101,8 м.

В 1980 г. в Швейцарских Альпах построен автодорожный тоннель Сент-Готард длиной 16,322 км, при проходке которого в скальных грунтах впервые использовались самоходные бурильные установки. Седловидное сечение тоннеля имеет ширину 10 м и высоту 6,9 м.

В самом конце 2000 г. достигнут новый рекорд по длине тоннеля в горах — этим сооружением стал норвежский тоннель длиной 24,5 км между Орландом и Лоердалом, пройденный в гористой местности. Тоннель находится на автомобильной магистрали, соединившей столицу страны Осло и западный порт Берген.

В 1982 г. в Великобритании создан уникальный барьер на реке Темза против приливов Северного моря, достигающих Лондона. Барьер состоит из 10 подвижных ворот, которые могут закрываться на 30 мин и останавливать приливные волны. Барьер длиной 520 м имеет главную центральную секцию из 4 ворот длиной 61 м, каждый из которых рассчитан на напор воды до 9 тыс. т.

В 1988 г., после 25 лет строительства, был открыт железнодорожный тоннель Сейкан длиной 53,85 км в Японии, соединивший острова Хонсю и Хоккайдо. Длина отрезка тоннеля, проходящего под водой, составила 23,3 км — рекорд прокладки тоннеля под водой позднее был перекрыт при строительстве тоннеля через Ла-Манш, соединивший берега Франции и Великобритании.

В 1992 г. в США построено самое большое в мире купольное сооружение с тканевым покрытием по натянутым канатам — Georgia Dome. Размеры покрытия стадиона на 70 500 мест составили 234×185,5 м. При проектировании и возведении покрытия эллиптической формы применялись новые технологии.

Аналогичное сферическое покрытие у Купола Тысячелетия в Лондоне, построенного специально к встрече нового тысячелетия в конце 1999 г. По площади оно почти вдвое перекрывает существующий рекорд. Диаметр нового купольного сооружения составляет 320 м.

В 1998 г. был открыт аэропорт Чек Лэп Кок в Гонконге, строительство которого продолжалось 10 лет и обошлось в огромную сумму — 21 млрд долларов. Комплексный проект включал строительство аэропорта на искусственно намытом острове, новые автомобильные и железные дороги, проходящие по мостам и в тоннелях.

А в 1997 г. построено самое высокое в мире здание в Куала-Лумпуре, Малайзия. Рекорд по высоте, составляющий 452 м, пока еще остается не превзойденным. Каркас сдвоенных башен выполнен композитным из стали и бетона.

Прогнозы на будущее — это необходимый ритуал встречи нового столетия и тем более тысячелетия. Вряд ли ктонибудь всерьез может прогнозировать развитие строительства на тысячу лет вперед. Время показало, что даже прогнозы на сто и менее лет не всегда сбываются, но их хотя бы можно проверить в течение жизни двух-трех поколений. Так, по десятилетней давности прогнозам специалистов — членов Американского общества гражданских инженеров — в 2000 г.

должно было начаться строительство Моста мира длиной 80 км через Берингов пролив, который связал бы Аляску и бывший Советский Союз. Идей такого строительства было достаточно много, в том числе проекты выдвигались и в России, но на практике строительство моста не было предпринято.

Какие же прогнозы наиболее вероятны на ближайшее будущее? Предполагается, что строительные площадки будущего радикально изменятся — главенствующее место займут роботы, выполняющие различные задачи под дистанционным контролем операторов из офиса. Однако даже самые смелые прогнозы не ассоциируются с полностью автоматизированной строительной площадкой, скорее это будут площадки в большой степени похожие на детский конструктор Лего. Стандартные компоненты, изготавливаемые на заводах, в самое короткое время будут собираться на площадках. У всех футуристов есть надежды на то, что последние станут чистыми и безопасными. По прогнозам, в отличие от сегодняшнего положения, когда на строительных площадках преимущественно присутствуют мужчины, в будущем персонал обоих полов будет занят в строительном процессе в равной пропорции.

Новые информационные технологии еще шире, чем в конце XX в., станут использоваться во всех сферах строительства. Трехмерная компьютерная графика будет обычной в проектировании, а каждая конструкция и средство механизации возводимого объекта разместятся в базе данных.

Так же, как в отделке зданий к началу нового века практически ушли от «мокрых» процессов, постепенно строители будут избавляться от таких процессов, как укладка бетона или кирпича на площадке.

Самые смелые прогнозы имеются в области возведения небоскребов. Сегодняшняя рекордная высота зданий Петронас в Малайзии в 452 м и американской Сире Тауэр высотой 527 м с антенной останутся позади в самое ближайшее время.

После недавнего сообщения о начале строительства уникального здания Индия Тауэр в Индии, высота которого по проекту, выполненному американской фирмой Minoru Yamasaki Associates из Рочестер Хил-ла, штат Мичиган, достигнет 677 м, появились новые известия. Эта же фирма из США разработала новый проект Махараши Тауэр. Здание, при внешнем сходстве с индийским, намечено построить в городе Сан-Пауло в Бразилии. Высота бразильского здания несколько скромнее и составляет 494 м.

Какое из сооружений будет возведено первым, тогда и определится победитель. Проект Индия Тауэр планируется завершить в 2008 г., а Махараши Тауэр — в 2006 г.

Однако, возможно, чуть раньше, уже в 2004 г., Чикаго вернет себе титул чемпиона по самому высокому зданию в мире. Американская фирма Skidmore, Owings & Merrill широко известна благодаря созданным ею проектам небоскребов, построенных в разных странах и, прежде всего, своего собственного офисного 110-этажного здания в Чикаго, где она размещается, более известного как Сире Тауэр, которое многие годы является самым высоким в мире (442 м, 1974 г.).

Фирма снова надеется вернуть себе лавры рекордсмена по высоте сооружений в связи с реализацией созданного ею проекта 112-этажного здания в 472 м с двумя антеннами высотой 141 м каждая. Определена площадка строительства — это 7 South Dearborn Street в Чикаго.

В здании разместятся жилые помещения, офисы, на одиннадцати этажах в разных уровнях будут парковые зоны, а на тринадцати верхних — телекоммуникационные службы. Одной из важнейших функций здания станет обеспечение работы телевидения высокой точности изображения. Это первое сооружение, специально предназначенное для цифрового телевидения.

В центре здания на всю высоту простирается железобетонное ядро жесткости квадратного сечения шириной 9 м. В нем используются, по крайней мере, три разные конструктивные системы и шесть разных типов перекрытий. Несущие конструкции перекрытия 20 этажей жилого назначения будут консольно выступать от ядра на 9,2 м, вышерасположенные конструкции 20 следующих этажей имеют консольный вылет 6,1 м, а на верхних 13 этажах он составит 3 м. В зависимости от назначения этажей используются разные ограждающие конструкции — периметральные железобетонные стены или стеновые панели из алюминия и нержавеющей стали, навешиваемые на периметральные колонны.

Ориентировочная стоимость здания -500 млн. долларов. Программа строительства предусматривает ускоренный метод возведения здания, скорее всего именно оно станет рекордсменом по высоте в начале XXI в.

Добавить комментарий